В ожидании лавины

Кто поможет подростку «приручить» информационный поток?

Бурное развитие мобильных технологий и мультимедийных средств кардинальным образом меняет наше привычное отношение к сфере образования. По сути астрономическое богатство накопленной веками мудрости отныне доступно практически всем. Важно только научиться использовать многократно возросший информационный поток во благо своему интеллектуальному и творческому развитию, «приручить» его несметные возможности вместо того, чтобы самому оказаться во власти этой грозной лавины.

Казалось бы, где еще этому научиться, как не в школе? Но специалисты во весь голос говорят о том, что большинство преподавателей с катастрофическим отставанием постигают премудрости современных коммуникаций. Тем временем родители констатируют тревожную тенденцию: их дети-подростки, вроде бы ведущие активное общение со сверстниками в соцсетях, утрачивают не только интерес к чтению, но и элементарные навыки адекватного восприятия текста.

Не удивительно, что все больше надежд в этой связи семья возлагает на учреждения дополнительного образования детей, где всегда есть возможность выбора конкретного педагога-наставника и формата обучения в соответствии с пожеланиями и самого ученика, и его родителей. Может быть, именно в детско-юношеских центрах проще получить знания и навыки в сфере информационной грамотности? Об этом беседуем с директором Всероссийского Центра художественного творчества, кандидатом педагогических наук  Василием Ростовским.

Василий Павлович, основы информационной культуры включают в себя, как известно, широкий набор умений от азбуки ораторского мастерства и самопрезентации до уверенного «конструирования текстов» и использования инфографики. Насколько распространена практика обучения этим навыкам в учреждениях дополнительного образования?

– В последние годы современные средства коммуникаций открыли неограниченные возможности для получения информации, общения, что безусловно является положительным фактом, но в то же время катастрофически понизили уровень информационной культуры. Отсутствие ответственности за то, о чем и как ты говоришь, позволяет участнику информационного пространства быть небрежным, безграмотным, порой даже безнравственным, поскольку акцент переносится на эпатаж, привлечение к себе внимания.

В социальных сетях появился стиль общения, не предполагающий знания правил правописания. Искажаются слова, отсутствуют знаки препинания, преобладает сленг. Постоянная практика сленгового общения в письме переходит и в устную речь. И то, что мы сейчас слышим вокруг нас, в том числе на радио и телевидении, зачастую не имеет отношения ни к ораторскому мастерству, ни к умению конструировать тексты. Вы спрашиваете об учреждениях дополнительного образования. Это, пожалуй, сегодня единственное пространство, в котором действительно всерьез занимаются формированием навыков и умений правильно говорить.

Вы видите целесообразность активного развития этого направления?

– Вы знаете, что для ребенка или молодого человека, чтобы заняться какой-либо деятельностью, необходима мотивация. В тех учреждениях дополнительного образования, где реализуются программы ученического самоуправления, возможен интерес к специальному обучению основам ораторского мастерства, формирования навыков конструирования текстов и т.п. Здесь дети мотивированны. Но это не носит масштабного характера.

Сегодня основное число обучающихся занимаются в учреждениях дополнительного образования в коллективах и кружках различных жанров художественного творчества, других объединениях по интересам. Это вокально-хоровой, музыкальный, хореографический, театральный жанры, изобразительное, декоративно-прикладное, литературное творчество, фото- и видеоискусство, дизайн, граффити, компьютерная графика и многое другое. Основная задача в этих коллективах - это развитие всесторонне развитой личности, воспитания художественного вкуса, развитие и раскрытие творческого потенциала ребенка, молодого человека. И вот в этих коллективах, где грамотные педагоги, где создана атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, где обсуждаются прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, собственно, где есть неформальное общение, там и формируется мировоззрение и как составная его часть культура речи. Вообще я считаю, что культура речи - это своеобразная визитная карточка личности.

Что касается мотивации, Василий Павлович, опыт показывает, что старшеклассники легко увлекаются идеей подготовки всевозможных медиапроектов. Они демонстрируют друг другу видеозарисовки, слайд-шоу, фотоколлажи – вплоть до фильмов, снятых с помощью своего мобильного телефона. Среди таких проектов встречаются работы вполне достойного уровня. Важно, чтобы их авторы своевременно получили необходимый творческий импульс и заслуженное признание.

– Согласен. Мы с коллегами видим, что наряду с конкретными персонами авторами таких начинаний иногда выступают и целые творческие коллективы, и даже учреждения. В этой связи не могу не сказать об издательском проекте, инициатором которого выступил и наш Всероссийский центр художественного творчества.

Я говорю о выпуске литературного альманаха "Искусство слова", на страницах которого получили возможность поделиться своим творчеством все, кто имеет отношение к сфере дополнительного образования обучающиеся, их педагоги, и даже родители. Сборник стихов, рассказов, эссе к нашей гордости обрел за несколько лет большую популярность, так же как и методическое пособие, выпускаемое ВЦХТ ежемесячно под названием "Я вхожу в мир искусств", где печатаются лучшие сценарии, программы по дополнительному образованию, другие методические материалы.

Судя по Концепции развития дополнительного образования детей, которая недавно внесена на рассмотрение Правительства РФ, предполагается взять курс на всемерную поддержку медийных проектов, нацеленных на формирование у ребят гражданских установок и позитивных ценностей?

– Программа, подготовленная рабочей группой, содержит четкие установки, предполагающие осязаемый результат. Но для его скорейшего достижения необходимы продуманные последовательные шаги, апробирование различных предложенных в Концепции подходов и механизмов реализации.

На мой взгляд, начинается сложный переходный период, в ходе которого предстоит получить ответы на главные вопросы – что даст более ощутимый эффект? Что, наоборот, вопреки ожиданиям специалистов, окажется менее востребованным? Очевидно, тематика медийно-информационной грамотности не останется в процессе этой апробации за бортом внимания работников учреждений дополнительного образования… 

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a