Развяжите руки!

Рекомендации профессиональных законодателей губернатору Волгоградской области

Прошло почти двадцать лет после образования в субъектах РФ региональной законодательной власти. В декабре 1993 года населением области были избраны депутаты Волгоградской областной Думы 1-го созыва.

Одним из ведущих комитетов регионального парламента был комитет по экономической политике. За 5 лет работы комитет разработал по собственной инициативе около 100 законопроектов, принятых в дальнейшем в виде законов Волгоградской области.Налоговое и инвестиционное законодательство нашего региона на год раньше, чем в среднем по России помогло остановить падение производства в условиях жесточайшего кризиса 90-х годов 20 века и начать возрождение промышленности.В свое время практически все 100 законов, подготовленных комитетом, работали на благо Волгоградской области и принесли пользу жителям региона. О судьбе отдельных законов и идей размышляют Александр Морозов и Вадим Новиков – председатель и заместитель председателя комитета Думы 1-го созыва по экономической политике.У нынешних региональных законотворцев в распоряжении есть большой массив федеральных законов и богатая база нормативно-правовых актов всех регионов РФ. На основе этого совершенствовать законодательство Волгоградской области нетрудно. В наше время всего этого просто не существовало. По многим направлениям мы были первопроходцами.

Для начала необходимо выделить пионерные для России законы о негосударственных пенсионных фондах и кредитных потребительских кооперативах. Во всех цивилизованных странах эти финансовые институты являются главными инвесторами -  более мощным финансовым источником, чем банковская система или бюджет.

Благодаря законодательной поддержке на территории области, начиная с 1995 года, успешно развиваются НПФ. Особо надо подчеркнуть, что за основу в дальнейшем принятого Государственной Думой федерального закона, был взят закон о НПФ Волгоградской области.Целесообразно также отметить закон «Об областных ценных бумагах», который с момента принятия, посредством областного займа, позволяет привлекать деньги населения и юридических лиц в размере порядка 10% областного бюджета.Увеличить приток инвестиций в экономику региона позволил закон прямого действия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», введенный в действие с 01.10.96 г. В то время налоговые льготы предоставлялись всем инвесторам вне зависимости от желания чиновников и депутатов.

После окончания наших полномочий, в 2000 году в инвестиционный закон прямого действия была встроена «паразитная шестеренка» в виде Волгоградского областного совета по инвестициям, от решения которого зависит получение преференций. В результате сегодня льготы имеют всего несколько корпораций типа «ЛУКойл» и «Еврохим», в то время как раньше  льготы могли получить десятки тысяч малых, средних и крупных организаций!По мнению аналитиков, в эффективном региональном законодательстве должны быть два уровня поддержки инвестиционной деятельности. Первый уровень обеспечивает только налоговые льготы, но всем инвесторам согласно законам прямого действия. Льготы по региональным налогам предоставляются автоматически, в заявительном порядке.

Второй уровень предполагает максимальные преференции стратегическим инвесторам в существующем порядке. Преференции, включающие в себя инвестиционный налоговый кредит, льготный размер арендной платы за землю, государственные гарантии нашего региона, нефинансовые меры государственной поддержки и др., предоставляются в индивидуальном порядке. Необходимо доработать инвестиционное законодательство региона согласно вышеизложенным принципам!

Основой областного налогового законодательства с 1994 по 1999 годы был закон «О налоговой системе». В отличие от федерального налогового законодательства и подавляющего большинства аналогичных законов субъектов РФ, в нашем законе были заложены принципы, стимулирующие рост промышленного производства.Во-первых, в нашем регионе ставка налога была примерно на 10% ниже, чем в среднем по России.Во-вторых, для ряда налогов было использовано положение «больше произвел и реализовал – меньше ставка налога», которое позволяло системным образом увеличить количество финансовых средств, остававшихся в распоряжении предприятий.Шестилетний опыт действия этих положений показал, что, во-первых, доходная часть бюджета, вследствие действия данных факторов не уменьшалась, во-вторых, волгоградские товаропроизводители имели источник внутренних инвестиций объемом, сопоставимым с 10% областного бюджета.

После окончания полномочий депутатов областной Думы 1-го созыва закон «О налоговой системе» был отменен по политическим мотивам.Однако в дальнейшем в закон Волгоградской области «О ставках по налогу на прибыль организаций» был внедрен аналогичный принцип «больше налогооблагаемая база – меньше ставка налога».

Но льготные ставки по налогу на прибыль распространяются лишь на отдельные организации, прошедшие «фильтр» Волгоградского областного совета по инвестициям. Поэтому необходимо восстановить суть прогрессивной налоговой системы 90-х годов в полном объеме – для этого достаточно исключить «паразитную шестеренку» в форме областного совета по инвестициям и распространить принцип «больше налогооблагаемая база – меньше ставка налога» на другие налоги.

Большой интерес среди предпринимателей вызвал областной закон от 1997 года о зонах экономического развития. Данный закон не прямого действия. Каждая зона утверждается отдельным законом прямого действия, что позволяет сформировать многообразие вариантов точек экономического роста.Основной (рамочный) закон о зонах содержит всего два условия вхождения юридических лиц в зону. Первое требование - вся производственная база должна находиться внутри зоны. Второе требование – 50% прибыли должно реинвестироваться внутри зоны. В соответствии с законом участники зоны на 10 лет освобождались от налогов на прибыль, имущество и землю.

Первая зона была создана в Алексеевском районе Волгоградской области. Всего за два (первых) месяца существования зоны администрация района смогла привлечь 5 млн. долларов льготного кредита «Инкомбанка», что в 1,5 раза превышало годовой бюджет Алексеевского района.

Всего было организовано свыше 10 зон, большинство которых дало положительный результат в части сохранения и увеличения производства на таких предприятиях, как металлургический завод «Красный Октябрь», ОАО «Аврора», оборонное производство тракторного завода. Рост производства на заводе «Красный Октябрь», например, в период с 1998 года  по 2001 год составил около 5 раз, что помимо прочего позволило сохранить около 5 тысяч рабочих мест. В большинстве зон в течение нескольких лет достигалась бюджетная эффективность.

В дальнейшем были приняты федеральные законы «Об особых экономических зонах», смысл которых повторяет идеи волгоградского законодательства на федеральном уровне. Исполнительной власти Волгоградской области необходимо использовать все потенциальные возможности федерального и регионального законодательства в части создания новых (или восстановления старых) зон экономического развития (особых экономических зон).Как следует из вышеизложенного, в период с 2000 по 2012 годы качество регионального экономического законодательства ухудшилось по сравнению с концом 90-х годов. Это привело к печальным результатам. По опубликованным данным, индекс промышленного производства в нашем регионе в январе 2012 года по сравнению с декабрем 2010-года составил 91,4%. По мнению специалистов Высшей школы экономики, Волгоградская область входит в число регионов, которые не смогут конкурировать с импортом после вступления РФ в ВТО.По инвестиционной привлекательности за последние несколько лет Волгоградская область проиграла почти всем регионам страны и скатилась в шестой десяток соответствующего рейтинга! В то время, как в конце 90-х годов входила в первую десятку!!! Для действующих депутатов и чиновников давно наступил «момент истины».

Александр Морозов

Вадим Новиков

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a