Погружение в «цифру»

Широкие возможности Всемирной паутины существенно меняют реалии современной школы. Бурное развитие неведомых прежде видов коммуникации, включая дистанционные формы обучения, кардинально скорректировали наше представление о привычном уроке.

В этой ситуации требования к личности учителя также претерпели принципиальные изменения. Насколько он готов оставаться авторитетным наставником для своих учеников? Кто поможет представителям педагогического сообщества оперативнее и успешнее освоить необходимый инструментарий цифровой среды?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить проректора по программам развития и международной деятельности, заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета, доктора педагогических наук, профессора В. В. Гриншкуна.

– Вадим Валерьевич, надо ли педагогу иметь иной, более высокий уровень цифровой культуры или это надуманная проблема?

– Мне кажется, сама постановка этого вопроса давно утратила актуальность. Хотя бы потому, что в наше время быть «на ты» с многообразным миром техники и информационных ресурсов необходимо не только учителю, но и любому другому человеку. Мы в своей бытовой повседневности все чаще ощущаем потребность и мотивацию к тому, чтобы научиться пользоваться новыми возможностями различных устройств – от настольных компьютеров до смартфонов. Ведь на практике это экономит массу времени и сил, когда вдруг обнаруживаешь, что оплатить какую-либо услугу можно без визита в соответствующий офис или, скажем, приобретая билет на самолет, можно выбрать себе желаемое место в салоне.

Разумеется, в еще большей степени такие качества важны для педагога. Современный учитель, грамотно и уместно применяя современные средства информатизации, может не только повысить эффективность обучения, но и использовать дополнительные механизмы общения с учениками, большинство из которых сейчас тесно связаны с различными техническими новинками. Учитель должен иметь своеобразный «запас прочности» перед учениками в области использования информационных технологий.

Я слышал, что для преподавателей, активно внедряющих в свою учебную практику мультимедийное и другое оборудование, придумывают различные популярные термины, такие, например, как «медиапедагог». Можно встретить «электронную педагогику», «Интернет-образование» и другие термины. Считаю, что к введению таких терминов нужно относиться с осторожностью. Во все времена педагоги стремились использовать в обучении те технические разработки, которые оказывались популярными в обществе. Но использование, например, магнитофонов, диапроекторов или учебного телевидения не приводило к появлению нового типа учителей или педагогики. Нет, наверное, просто любой современный преподаватель должен уметь использовать наиболее современные средства для эффективного образовательного процесса.

– Какие для этого требуются знания и навыки?

– Сегодня это достаточно широкий набор знаний и умений, и в ответ на этот вопрос я мог бы прочитать целую лекцию. Но в качестве основных хотел бы выделить три момента.

Во-первых, учителю необходимо уметь пользоваться разными видами компьютерной техники на уровне, как принято говорить, опытного пользователя, ориентироваться в основных программах и мобильных приложениях, легко применять на практике приемы поиска, обработки и представления информации разных типов. Надо сказать, что задача соответствующей подготовки педагогов постепенно упрощается. Это связано с распространением компьютеров, упрощением интерфейса программных средств, их самостоятельным освоением учителями, совершенствованием курсов информатики для педагогов.

Во-вторых, педагог должен уметь осуществлять свою профессиональную деятельность с использованием таких средств. Ведь знать компьютер и уметь им пользоваться в повседневной жизни еще не означает автоматического умения эффективно учить с использованием компьютеров и сети Интернет. Вот на это мы обращаем главное внимание и выстраиваем особую систему соответствующей подготовки педагогов.

Могу привести немало наблюдений, когда, например, учитель математики объясняет тему, связанную с построением графиков функций по точкам, с использованием интерактивной доски коллективно всем классом и умело пользуется при этом современной техникой и даже собственными программными разработками. Но в итоге продуктивность освоения материала снижается, поскольку в предыдущие годы «просто в тетради» за то же время ученики успевали индивидуально выстроить гораздо большее количество графиков. При этом такие построения не вызывали у детей особых затруднений. Педагог должен знать те места в «своей» системе обучения, в которых применение компьютеров является востребованным и приводит к повышению эффективности. А ведь таких потребностей очень много в любой дисциплине. Например, при обучении той же математике, используя компьютер, гораздо проще объяснить детям, что параллельные прямые не пересекаются в перспективе.

В-третьих, любой педагог, а не только учитель информатики, используя средства информатизации, подспудно учит корректно использовать технологии и адекватно относиться к информации, получаемой с их помощью. В связи с этим учитель должен обладать соответствующими знаниями и умениями – как, например, вести себя в Сети, как относиться к содержанию Интернет-ресурсов, какие угрозы таит в себе Всемирная паутина.

– Речь идет в том числе и о соцсетях?

– Безусловно!  Когда такие сети только начинали развиваться, они были местом обмена фотографиями, видео и описаниями событий, но по мере их совершенствования и распространения они приобрели иную, гораздо более высокую ценность. Сегодня это платформы для поддержания связей между родственниками и друзьями, а также для образования, объединения людей по интересам.

Исследования, в которых мы принимали участие, показывают, что вот уже несколько лет, как основное время, которое молодежь проводит за компьютером вне школы или вуза, посвящено не развлечениям, а общению. Общению именно в социальных сетях. И эта доля времени неуклонно растет. Педагоги должны знать об этом и учитывать эту естественную сферу мотивации обучаемых в интересах образования, в определенных случаях направляя такое общение в нужное русло.

Хочу добавить, что школа в этой связи сегодня остро нуждается в соответствующих методиках, чтобы и учителя, и ученики могли безопасно и более эффективно использовать социальные сети в качестве инструмента для обучения, воспитания и развития.

Кроме того, социальные сети дают школам возможность усилить обратную связь, обладают способностью обеспечить неформальный диалог между учениками, родителями и преподавателями. Уже есть родители, которые используют группы и форумы в социальных сетях для того, чтобы оставаться на связи друг с другом и быть в курсе школьных событий.

Современный педагог должен быть в русле этих процессов. Понимание того, как использовать технические новинки для обучения и как избежать распространенных ошибок, становится важной частью мастерства, которое всегда было присуще  нашему учителю. Эта тема должна стать обязательной составляющей обучения педагогов, как на уровне подготовки в вузе, так и на последующих этапах повышения квалификации. Кроме того, думаю, очень важно, чтобы учителям были доступны сервисы для сетевого профессионального общения, которых сейчас не мало и в России, и за рубежом.

– К проблеме цифровой культуры учителя, наверное, непосредственное отношение имеет и другая тема. В последнее время не стихают дискуссии вокруг внедрения в учебные программы электронных учебников…

– В этих дискуссиях, между прочим, по-прежнему нет полного согласия в вопросе о том, что именно следует считать электронным учебником. Является ли электронным учебником электронная версия обычного бумажного учебника, прошедшего все необходимые утверждения?! Формально – видимо, да. Ведь это учебник, да к тому же и представляемый при помощи компьютерной техники, хранимый на электронных носителях. Но все мы интуитивно понимаем, что настоящий электронный учебник должен обладать какими-то дополнительными качествами. Ученику, держащему в руках планшет, требуется электронное издание, позволяющее привычным образом расширять и варьировать иллюстрации, вмешиваться в моделируемые эксперименты, получать дополнительный материал в случае недопонимания – иными словами, необходимо издание, максимально нацеленное на интерактивное взаимодействие с читателем.

Электронным, на наш взгляд, следует считать такой учебник, который при распечатке на бумаге явно утратит свой дидактический потенциал. Это учебник, который не может существовать вне компьютерной техники. Это вовсе не означает, что электронные версии обычных бумажных учебников и пособий не имеет право на существование. Их удобно хранить, тиражировать, передавать по телекоммуникационным сетям, демонстрировать на большую аудиторию. Просто сфера применения таких электронных изданий различается. И современный педагог должен знать об этом, используя такие знания в своей работе.

С другой стороны, есть и примеры (к сожалению, они не единичны), когда использование электронных учебников и пособий приводит к искажению содержания учебных курсов. Хорошо работающие и внешне кажущиеся вполне профессиональными такие ресурсы подчас содержат грубые ошибки, явно ненаучные факты. Использование таких ресурсов может отрицательно сказаться на эффективности обучения. Очень часто преподаватель, предварительно изучая страницы предложенного электронного помощника, отчетливо понимает: лучше бы это не демонстрировать школьникам…

Любой учитель-предметник должен обладать способностью хотя бы в общих чертах отличить качественный электронный ресурс от некачественного. Сегодня никто за учителя этого не сделает, поскольку в стране отсутствует сертифицирующий орган, который на государственном уровне может оценить степень пригодности электронного учебника или пособия. Приобретение соответствующих знаний и умений также должно быть включено в системы подготовки и повышения квалификации педагогов.

– Вадим Валерьевич, в какой мере ваш вуз, понимая остроту проблемы пресловутого «цифрового разрыва», содействует ее решению?

– Наш университет первый в России создал кафедру информатизации образования, на которой собраны все дисциплины учебных планов подготовки разных педагогов, дающие ответ на вопрос, как учить с использованием информационных технологий. У нас разработана специальная система такой подготовки всех будущих учителей, включающая не только те проблемы, о которых мы говорили с Вами сегодня, но и многие другие аспекты. В этой системе есть фундаментальная составляющая и вариативные дополнения, привязанные к специфике подготовки конкретных педагогов. Этот опыт МГПУ интересен коллегам из других вузов. Мы делимся им без ограничений, и знаю, что несколько вузов в стране уже следуют нашему примеру. 

Хочу отметить, что мы не сможем готовить современных педагогов, если сами преподаватели университета не будут применять информационные технологии в своей работе со студентами. Уже в течение нескольких лет у нас действуют курсы   для преподавателей, которые проходят в разных форматах и набирают все большую популярность. На этих курсах педагоги обучаются тому, как грамотно информатизировать образовательный процесс, внеучебную, методическую и организационную деятельности. В такой системе дополнительного образования обучаются также и преподаватели московских школ и колледжей.

С недавнего времени решили пойти дальше, сделали так, что наличие знаний и умений в области использования информационных технологий стало обязательным условием при утверждении преподавателей по конкурсу. Ну а с предстоящего учебного года использование ряда технологий и электронных ресурсов становится обязательным контрактным требованием: преподаватель может работать в МГПУ только в том случае, если он применяет на практике те или иные информационные платформы, системы и приемы. Руководство университета считает это очень важным, в том числе и для взаимодействия преподавателей между собой для решения различных текущих вопросов. Нам еще многое предстоит сделать в области информатизации образования и соответствующей подготовки педагогов.

 

Комментарии

Гость

Очень правильная позиция о ИКТ-компетенциях современного педагога. всему этому обязательно надо учить наших учителей. Завидую студентам МГПУ

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a