По причине жёсткой экономии...

Эксперты прогнозируют рост потребительского экстремизма

Долгое время в нашей стране уровень доходов населения оставался крайне низким. Семейные бюджеты формировались «на грани выживания» – у большинства денег хватало только на то, чтобы обеспечить семью питанием, и покупка каких-то других вещей (той же одежды и обуви, не говоря уже о бытовой технике) была сопряжена необходимостью «затянуть пояса».

После кризиса 1998 года начался период роста денежных доходов населения и формирования нового потребительского поведения, когда население, помимо «товаров первой необходимости», начало тратить деньги на что-то еще - одежду, бытовую технику, заграничный отдых, и т.д. Большинство населения перестало испытывать финансовые проблемы по обеспечению повседневных нужд, отпала необходимость копить для возможности приобретения модной одежды, бытовой техники или путевки. Для тех же, чей уровень доходов еще не достиг этого уровня, такая возможность стала моделью желаемого потребительского поведения.

Сегодня, отмечают наблюдатели, на фоне ослабления рубля 2014-2017 года и его экономических последствий, в зависимости от того, как долго будет стабилизироваться рынок, можно спрогнозировать несколько возможных вариантов изменения портрета потребителя. В случае быстрой стабилизации рынка поведение поменяется не сильно. Большинство россиян не имеет крупных сбережений, редко ездит за границу и от курса рубля зависит слабо.

Поэтому, если инфляция не вырастет значительно и доходы массового потребителя останутся на прежнем уровне, то его бюджет по-прежнему будет тратиться на еду, одежду, по необходимости на бытовую технику и отдых. Причём, траты станут более избирательные, с предпочтением более экономным вариантам. На второй план уйдут расходы, связанные с образованием, здоровым образом жизни, обеспечением жильем и пр.

Наиболее вероятный, затяжной выход из кризиса и неконтролируемый рост инфляции чреват новыми негативными изменениями в потребительском поведении общества - потерей доверия к банковской системе и национальной валюте, отказом от отдыха, развлечений и товаров, не являющихся предметом «первой необходимости», возвратом к режиму жесткой экономии.

Как известно, спрос рождает предложение, а падение спроса заставляет бизнес переориентироваться на более "бюджетные" варианты. Очевидно, что снижение цен за счет закупки и реализации менее качественной продукции приведет и к росту конфликтных ситуаций между продавцами и потребителями. В условиях необходимости торговли более дешевой продукцией, неизбежен и рост так называемого потребительского экстремизма, когда покупатели стремятся минимизировать свои расходы, заполучив желаемое бесплатно или "поимев" с продавца в суде за счет недостатков товара.

В случае же восстановления в ближайшее время роста доходов населения, есть потенциал для развития новой модели потребительского поведения, когда, помимо спроса на товары, необходимые для обеспечения повседневных нужд, начнет расти спрос на товары и услуги, способствующие развитию личности (образование, туризм, отдых, здоровый образ жизни), и вместе с тем и общий уровень благосостояния.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a