Не забудьте про «овраги»!

Фонд «Наше будущее» помогает социальным предпринимателям избежать ошибок на стартовом этапе

Еще недавно люди, называвшие свой бизнес социальным, воспринимались скорее хитроумными ловкачами, нацеленными не столько на удовлетворение реальных потребностей клиентов, сколько на получение всевозможных грантов. Казалось, речь идет о бизнесе, который… не совсем настоящий!

За короткий промежуток времени социальное предпринимательство убедило скептиков в своей высокой значимости для общества, число непосредственных участников этого вида деятельности продолжает расти на глазах. Как прозвучало в ходе недавнего Круглого стола в Торгово-промышленной палате РФ, в настоящее время движение, охватившее большинство регионов страны, начинает активно внедрять инновационные подходы.

Соответственно, для максимальной эффективности здесь, как и в любом другом деле, надо быть «профи». Где же социальному предпринимателю набраться ума-разума и практических навыков для успешного старта и последующего уверенного набора высоты? И есть ли вообще своя специфика в образовательных программах для данной категории экономически активных граждан?

Руководитель дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин возглавил созданную недавно Фондом Лабораторию социального предпринимательства. В беседе с корреспондентом портала «Время-Деньги» он прежде всего обратил внимание на то, что в эту сферу чаще приходят люди не самого «зеленого» возраста – как правило, уже сформировавшие свою гражданскую позицию, а нередко и получившие устойчивую экономическую основу. Большинство из них имеют за плечами первые шаги на ниве предпринимательства. Такие бизнесмены охотно предпочитают массированной теоретической подготовке разбор разнообразных практических кейсов, в ходе которых наглядно анализируются не только истории успеха, но и – что гораздо важнее – наиболее характерные ошибки и «ложные ходы».

Например, одной из наиболее актуальных проблем как в столице, так и в большинстве крупных мегаполисов остается острый дефицит мест в дошкольных учреждениях. Очереди растягиваются на годы. В этой ситуации не удивителен спрос на открытие частных детсадов – данный профиль социального предпринимательства сейчас лидирует с большим отрывом в перечне тематических приоритетов наряду с трудоустройством инвалидов и развитием сельхозпроизводства. Вот почему практический курс «Как создать свой детский сад» продолжает пользоваться неизменным успехом.

С недавнего времени, рассказывает Станислав Заботин, Фонд «Наше будущее» и Российская Ассоциация франчайзинга задумались над созданием социальной франшизы, заметив возросший спрос на "коробочные" решения со стороны начинающих социальных предпринимателей. Окончательное решение по развитию этого направления пока не принято. В то же время отдельные "коробочные" решения Фонд уже реализует – в частности, курс "Открой свой детский сад!"

Пошаговые объяснения «дорожной карты» конкретного направления бизнеса, ценные рецепты-подсказки и их скрупулезная упаковка в полноценный пакет для тиражирования данной модели в регионах существенно облегчают начинающему предпринимателю прохождение взлетного периода. При необходимости такие франшизы дополняются подробными инструкциями по части финансовых основ ведения бизнеса. Не секрет, у начинающих бизнесменов зачастую имеет место не вполне оправданное завышение перспектив развития предприятия: составляя бизнес-план, инициаторы проекта обычно оценивают предполагаемую траекторию по самому оптимистичному сценарию, при этом «забывая про овраги».

В этой связи на занятиях Лаборатории приходится рассказывать про, казалось бы, элементарные вещи. В частности, о наиболее оптимальных схемах кредитования. Специалисты с недоумением отмечают, что до сих пор встречаются «смельчаки», которые на стадии становления, например, того же частного детсада берут потребительский кредит под 24 процента. Надо ли говорить, что столь высокая нагрузка не лучшим образом сказывается на успешности проекта!

Особый интерес, судя по отзывам обучающихся, вызывают занятия, на которых специалисты демонстрируют практику проработки идеи проекта. В ходе такого диалога становится очевидным, насколько конечный результат, то есть степень успешности стартапа, зависит от качества этой работы. По словам директора Лаборатории социального предпринимательства, нередко уже во время детальной проработки идеи ее авторы, которые только что горячо отстаивали ее «обреченность на успех», начинают понимать несостоятельность своей бизнес-модели и выбирают другую.

– Реализуя образовательные программы Фонда «Наше будущее», – говорит Станислав Заботин, – мы делаем особый акцент на актуальность так называемого менторства. Ментор – это авторитетный эксперт, бизнес-тренер, наставник. Его задача заключается в заинтересованном погружении в проблемы ученика, постоянная включенность в ход развития стартапа. Практическое сотрудничество оборачивается безусловным взаимообогащением обеих сторон. В итоге реальный опыт социального предпринимателя дополняет образовательную программу, повышает ее востребованность…    

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a