Миллиарды от Интернета вещей

Какие доходы сулит бурное развитие подключённых сообществ?

Внедрение «умных» решений, привнесённых в нашу повседневность с помощью так называемых подключённых сообществ, уже оборачивается ощутимым эффектом в рублёвом эквиваленте. Каким может быть потенциальный «урожай» в ближайшие годы от реализации различных элементов Интернета вещей (Internet of Things, IoT)?

Специалисты международного сервис-провайдера Orange Business Services совместно с iKS-Consulting представили журналистам специализированных изданий результаты исследования , посвященного текущему состоянию и прогнозам развития Enterprise-рынка Интернета вещей на период до 2020 года. Они сконцентрировались на шести отраслях российской экономики c наибольшей технологической готовностью к внедрению IoT-решений: транспортной, финансовой, сельскохозяйственной, розничной торговли, строительной (умные здания) и в промышленности.

В соответствии с данными исследования, совокупный объем этого рынка в России на данный момент составляет 20,813 миллиардов рублей, в перспективе ожидается его увеличение до 30 миллиардов к 2020 году со среднегодовым темпом роста около 12% в год. 

На данный момент по объему Enterprise-рынка Интернета вещей среди российских отраслей с большим отрывом лидирует транспортная отрасль — 13,1 миллиарда рублей, которая в значительной степени пока формируется системами автотранспортной телематики (они составляют порядка 44% от текущего количества всех М2М-подключений).  Наименьший по объему рынок IoT-решений в сельском хозяйстве — всего 0,1 миллиарда рублей. Внедрение передовых технологий и решений автоматизации процессов, механизмов и производственных цепочек под силу в основном крупным агропромышленным хозяйствам. Умеренный интерес к IoT-решениям наблюдается в промышленности, индустрии умных зданий и финансовой сфере: 3,6 миллиарда, 2,1 миллиард и 1,16 миллиарда рублей соответственно. В сфере розничной торговли объем составляет 0,7 миллиарда рублей.

Оценивая текущие затраты на внедрение IoT-решений среди общих расходов на ИТ в различных отраслях, исследователи отмечают, что наиболее интенсивно инвестируют в эти технологии представители транспортной отрасли — 16%, в индустрии умных зданий доля расходов на IoT-решения составляет 4%, в промышленности — 2,5%, в сельском хозяйстве — 2%, в ритейле — 1,6%, а замыкает ряд финансовая сфера с 1% расходов на IoT в общей структуре расходов на IT.

В перспективе до 2020 года наибольший рост внедрений IoT-решений ожидается аналитиками в ритейле. Сегодня в этой отрасли насчитывается 1,4 млн подключенных IoT-устройств, к 2020 году их число должно вырасти до 4 млн единиц. Основным драйвером роста числа IoT-решений станет не только широкое распространение CRM и SCM-систем (внедрены у 23% и 12% компаний отрасли соответственно). Дополнительным фактором роста станет высокая конкуренция, стимулирующая внедрение таких технологий, как отслеживание товара с помощью радиочастотных меток RFID, мониторинг движения покупателей с мобильными устройствами на базе технологий отслеживания передвижения покупателей в торговом зале и систем распознавания лиц.

Лидирующая на данный момент по объему рынка транспортная отрасль будет демонстрировать значительный, но не столь стремительный рост — прогнозируется увеличение с 2,3 до 3,2 млн. подключений без учета государственных проектов «ПЛАТОН» и «ЭРА-ГЛОНАСС». Основным драйвером развития здесь будут выступать активное использование M2M-систем и набирающие популярность системы мониторинга контейнерного транспорта с помощью геолокации и радиочастотных меток RFID.

«Транспортная отрасль, являющаяся в последние годы основным драйвером M2M решений в России, переживает сейчас новый подъём интереса, теперь уже к IoT решениям. Во-первых, если раньше информация с «подключенного автомобиля» предоставлялась только одной стороне, то сейчас большая часть подключенных объектов мониторится двумя и более сторонами (лизингодатели, муниципалитеты, страховщики). Во-вторых, имеющиеся данные научились качественно по-новому обрабатывать, и на основании этого, например, предсказывать возможные поломки. В-третьих, внутри транспортной отрасли IoT сервисы выходят за рамки автомобильного транспорта. Всё это, с одной стороны, снижает стоимость единицы предоставляемой услуги, с другой стороны, расширяет перечень предоставляемых услуг, число их потребителей и увеличивает размеры рынка», — комментирует Сергей Езык, генеральный директор, «Центр 2М».

В свою очередь, в финансовой сфере, где на данный момент фиксируется довольно скромный интерес к Интернету вещей — 0,34 миллиона подключений — исследователи не видят предпосылок для значительного роста числа IoT-подключений. Предполагается, что в 2020 году их число останется примерно на прежнем уровне.

 «Решения Интернета вещей помогают трансформировать работу бизнеса, повышая конкурентоспособность организации и оптимизируя расходы. Стараясь быть надежным партнером бизнеса в цифровой трансформации, Orange Business Services уделяет особое внимание развитию своего IoT-портфолио. На данный момент мы управляем более 12 млн. подключенных устройств по всему миру, предоставляя end-to-end решения для крупных организаций из разных отраслей. Наше исследование показывает, что, несмотря на низкий уровень проникновения IoT-решений в крупных российских компаниях и непростые экономические условия, часть крупных игроков понимает выгоду от внедрения и готова инвестировать в них», — говорит Ричард ван Вагенинген, старший вице-президент по региону IMEAR, Orange Business Services.

«Мы видим позитивный качественный сдвиг в развитии рынка IoT в России: от информационного ажиотажа, евангелизма и завышенных ожиданий российский рынок перешел к более «приземленной» фазе своего развития — пилотных внедрений, тестирования технологий, тиражированию законченных отраслевых решений. Стратегические цели поставлены. Начинается непростая работа по реализации дорожных карт», — сказала журналистам Татьяна Толмачева, основатель iKS-Consulting.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a