К европейским стандартам

Уровень дохода заставит россиян скорректировать потребительские привычки

Специалисты убеждены, что кризис поможет россиянам стать более опытными потребителями. Стандарты статусного потребления станут более европейскими: о высоком социальном положении будут говорить не дорогая машина, а место жительства и учебы детей.

По мнению Лилии Овчаровой, директора Независимого института социальной политики, профессора ВШЭ, за последние 20 лет россиянин превратился из бедного человека в человека со средним доходом. Если в 1992 году у 50% населения денег хватало лишь на то, чтобы удовлетворить минимальные базовые потребности, то сейчас таких людей максимум 15%. А реальные доходы населения, двукратно сократившиеся в 1992 году, выросли втрое.

Как следствие, резко изменилась и структура расходов. Если в начале 90-х россияне тратили на еду 45% всех потребительских расходов, то сейчас – около 27%. Доля расходов на питание снизилась в 1,7 раза, но ощутимо выросли расходы на связь, транспорт, досуг, медицину и образование. За 20 лет доля семей, пользующихся платными образовательными и медицинскими услугами, выросла в 2 раза, а их расходы на это – втрое.

В плане потребительского поведения ориентиром для россиян остается образ европейца: обеспеченного образованного человека в богатом государстве. Это экономический и культурный идеал, и он не изменится, т.к. опирается на высокий уровень качества жизни. Альтернатива – бедные люди в богатом государстве – не выглядит привлекательной. Поэтому расходы на жизненно важные потребности будут сокращаться, а на развитие – расти. Так происходит во всех развитых странах.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a