«Ниши» для частника

Предпринимателям и умельцам облегчили доступ в школьные классы

Минобрнауки России вновь ставит вопрос о призыве в учреждения общего и дополнительного образования квалифицированных специалистов-практиков, в том числе из сферы бизнеса. В каких сферах такое сотрудничество государства и бизнеса наиболее актуально?

На эти и другие вопросы корреспонденту портала «Время-Деньги» ответил первый заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов.

– Вениамин Шаевич, не секрет, до последнего времени директора школ и руководители различных Домов творчества принципиально не желали принимать на работу преподавателей, не имеющих диплома педвуза. Судя по всему, ситуация меняется. Чем объясняется столь кардинальный поворот?

Давайте сразу оговоримся: пусть ваши читатели не подумают, будто отныне работать с детьми может прийти любой «человек с улицы». Новый подход в кадровой политике – прежде всего в учреждениях дополнительного образования – накладывает особую ответственность на руководителей образовательных учреждений в подборе преподавателей–практиков. В чем наша цель? В том, чтобы вовлечь ресурс частного бизнеса в работу с подростками, чтобы предоставить более качественные образовательные услуги.

Сегодня школьникам нужны не абстрактные разговоры о важности широкого спектра знаний, а непосредственная передача конкретных навыков в тесном общении с наставником. Я сам, когда был в пионерском возрасте, с увлечением занимался в кружке авиамоделирования и хорошо представляю, в какой степени тесное взаимодействие с мастером-умельцем мотивирует к творчеству, рождает интерес к последующему углублению своих знаний. Но здесь перед директором образовательного учреждения и встанет тот вопрос, с которого мы начали: такой мастер, будучи талантливым конструктором, может оказаться человеком, которого в силу психологических особенностей или, скажем, уровня общей культуры просто нельзя допускать до работы с подростками! Иными словами, требуется, конечно, гибкий подход в данном вопросе.

Чем это может заинтересовать представителей бизнеса?

– Многие охотно приходят в классы с целью «собственноручной» заблаговременной подготовки будущей смены. Но такую работу на отдаленную перспективу могут позволить себе, как правило, лишь крупные компании.  Мы в свою очередь готовы максимально проинформировать родителей, преподавателей, работников других образовательных учреждений о спектре предложений такой бизнес-структуры.

Более того, подобные предприятия, заинтересованные в сотрудничестве со школой и вузом, уже сами начинают объединяться. Приведу в пример Некоммерческое партнерство «Центр поддержки образовательных технологий», где скооперировались между собой различные предприятия, чтобы создать условия для демонстрации лучших образовательных практик. Мне кажется, это очень хорошее начинание, которое позволяет минимизировать издержки, добиться синергии: один выпускает интерактивные доски, другой – программное обеспечение, третий – сопутствующие услуги…

Неужели государство не в состоянии обеспечить школы специалистами? Зачем привлекать со стороны?

Сегодня мы вынуждены направлять деньги только туда, куда нельзя не направлять. С другой стороны, многочисленные бесплатные кружки не обеспечивают должной мотивации подростка. И если родитель заинтересован, если он имеет возможность вложить дополнительные средства – почему нет? Что в этом плохого? У государства нет обязанности перед обществом обеспечить абсолютно все запросы допобразования. Да это и невозможно, потому что они сегодня меняются буквально на наших глазах.  На Салоне образования, организованном в Экспоцентре минувшей осенью, мы увидели на стендах такие предложения, о которых еще пару лет назад можно было только мечтать. Может ли государство успеть за всем этим с подготовкой соответствующих специалистов?

В каких сферах привлечение практиков из бизнеса считаете наиболее оправданным?

На мой взгляд, есть такие «ниши», куда приход частника просто необходим. Это робототехника, 3D-моделирование, различные направления информтехнологий… Я бы добавил сюда и сферу медиаобразования, которая с каждым годом становится все более актуальной. Не случайно на упомянутом мною осеннем Салоне именно это направление было представлено во всей полноте. Если такие вузы, как РУДН и Институт русского языка имени Пушкина, активно используют медиаобразование в качестве инструмента продвижения русского языка за рубежом, то многие другие образовательные учреждения нацелены на внедрение практических форм работы среди своих учащихся.

И здесь приходится с сожалением констатировать, что в условиях, когда информационный поток многократно увеличился и продолжает расти в фантастических масштабах, мы не можем возложить задачу качественного обучения подростков и молодежи умению работы с информацией исключительно на педагогов: многие из них в силу пресловутого «цифрового разрыва» к этой работе просто не готовы. Вот где востребован специалист-практик из сферы медиа-бизнеса! В том числе, наверное, и для обучения самих учителей. Но в первую очередь, разумеется, это нужно самим ребятам, большинство из которых проходят искушение подготовки медиа-проектов, ищут активных форм творчества с текстом и различными элементами визуальной культуры. Им очень нужны квалифицированные и доброжелательные мастера-наставники, которых в школе сегодня, скажем так, до обидного мало.

Надеюсь, в недалеком будущем такие мастера из самых разных отраслей бизнеса увидят целесообразность активного соучастия в образовательной деятельности. Они смелее пойдут в школы и вузы, в учреждения дополнительного образования, где помогут ребятам выбрать для себя оптимальную траекторию.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
Image CAPTCHA

Голосование

Доверяете ли вы информационным сообщениям в СМИ

a